asperus.com

Оглавление

Нитка маршрута
Состав группы
График движения и высотный график
Пройденные препятствия
Идея и планирование маршрута
Подготовка
Описание маршрута
Выводы и рекомендации
Картографическая информация

Заявленный маршрут

г. Ивано-Франковск - с. Долина - с. Мисливка - пер. Вышковский - с. Вышкив - пер. Торуньский - с. Торунь -
с. Лопушне - оз. Синевир - с. Колочава - с. Сокирница - г. Хуст - г. Виноградове - г. Берегсас - г. Мукачево -
с. Чинадиево - г. Ужгород - с. Орехове - с. Невицкое - с. Стужица - Ужокский перевал - с. Сянки. - г. Львов

Пройденный маршрут соответствует заявленному.

Протяжённость активной части 485.3 км

4 Петр Кучук ремонтник
5 Маргарита Селиванова фотограф, летописец

График движения

дни даты Участки маршрута км набор высоты начало движения
1 28 мая с. Долина - с. Мисливка - Вышковский перевал 41.4 550 13:36
2 29 мая Вышковский пер. - Торуньский пер. - с. Лопушне - оз. Синевир 28.9 680 9:22
3 30 мая оз. Синевир - с. Колочава - Тереблинское вдхр. - с. Сокирница - р. Тиса 90.1 0 9:06
4 31 мая г. Хуст - Хустский замок - г. Виноградове - г. Берегсас 73.7 150 9:55
5 1 июня г. Берегсас - г. Мукачево - замок Паланок - с. Чинадиево 51.4 100 10:59
6 2 июня Замок Шенборнов - г. Мукачево - г. Ужгород - с. Орехове 76.2 0 10:40

пер. "Синевирский" 1150 до 20% запад-восток
пер. Ужокский 889 12% юг-север

Идея и планирование маршрута

Основной задачей, которую мы ставили перед собой, было изучение нового для нас района, а также
попытка совмещения спортивных препятствий и посещения культурных обьектов Закарпатья.

Схема пройденного маршрута

Подготовка

Подготовка к походу началась в апреле 2011 года. Для подготовки к походу группа совместно проехала маршрут по походу 1 категории сложности по террасовым долинам придунайских степей северного причерноморья длительностью 4 дня с расстоянием не менее 100 км в день.

Описание маршрута (от Маргариты Селивановой)

28.05 г. Ивано-Франковск - с. Долина - Вышковский перевал

Выгрузились на мощеную улицу Ивано-Франковска. Нас приветствовал по-утреннему бодрый город в лице отдельных жителей. Приветствовал открыто и добродушно, искренне интересуясь, кто мы такие.

До электрички оставалось почти три часа, и мы отправились на автовокзал с целью заказать билеты на автобус из Львова домой. Попытка оказалась неудачной - заказ только во Львове. Особо не расстроившись, отправились на незапланированную велоэкскурсию. Город понравился. Радовало безмятежное утро и отсутствие суеты. Впечатлили кованые скульптуры, созданные к празднику и позже размещенные в сердце города. Особенно понравилась карусель . Крепкая, нарядная, со множеством неповторимых деталей, раскручиваясь, она нас уносила в первый день путешествия.

Осмотрев достопримечательности и закупив хлеба на три дня, вернулись на ж/д вокзал. На перроне, как обычно, люди косо на нас поглядывали. Не желая доставлять неудобство, при погрузке пропустили всех ворчливых и неворчливых бабок вперед. Погрузиться успели - времени было достаточно. Электричка тронулась, бабки расселись. Успокоившись, что никто не посягает на их место, сообщили нам, что очень скоро почти все выйдут и мы сможем спокойно и удобно разместиться.

Так и случилось. Через пару станций народ повалил наружу, что неслучайно совпало с появлением кондуктора в нашем последнем вагоне - видимо, так расчетливые дачники привычно ездят "зайцами" за город. Нашими соседями оказались цыгане-лозоплетенщики, везущие корзины на продажу. Добродушно интересовались стоимостью велосипедов и удивлялись возможностям GPS'a. Один из них назвал нас земляками, сообщив о том, что отец у него - молдованин.

Время тянулось в ожидании гор, которые мы надеялись увидеть из окна электрички. Горы не появились и, попрощавшись с симпатичными цыганами и другими попутчиками, мы выгрузились в селе Долина и отправились обедать в местный парк с озером. Здесь официально начинался наш поход.

Мы кипятили воду на горелке, готовили бутерброды и рассматривали сгущающиеся тучи. Зная о капризной дождливой карпатской природе, понимали, что надо торопиться. По макушкам стали барабанить первые капли и, спешно натянув дождевики, не договариваясь, мы нырнули под навес местной кафешки. Не прошло двух минут, и дождь закончился. Ненадолго. Мы доехали до заправки, чтобы купить бензин для Сашиной мультитопливной горелки.

Медленно разгоняясь, дождь усилился. Делать нечего, надо ехать. Тем более, на горизонте уже были видны серо-голубые очертания долгожданных гор. Удивительная карпатская природа - тучи стремительно рассеивались, снова ярко светило солнце, но дождь не прекращался. В этот день, с перерывами, дождик поливал нас четыре раза. В с. Выгода мы свернули с трассы, чтобы посмотреть на карпатский трамвайчик и погуляли по мосту через живописную горную речку. Запечатлев прекрасное для истории, поехали дальше. Торопиться не хотелось - здесь начинались великолепные горные пейзажи. Петляющая река, горные ручьи и ели до самого горизонта: А еще высоковольтные линии на протяжении всего пути.

Впереди нас поджидал дождик и Вышковский перевал, который дался без особого труда. Довольные, сфоткались у отметки 931м. и, свернув с трассы, по размытой лесной дороге, ведущей нас еще выше, отправились искать место для ночевки.

Мне не давал покоя знак с нарисованным мишкой, но все обошлось. Дорога вывела нас на поляну с видом на елки-елки-елки. Саша с Сережей отправились на поиски ручья, отмеченного на GPS'е. Отправились почему-то с гружеными велами. Мы наблюдали издалека, как они покоряли оффовую горку, а затем беседовали с местными, спустившимися с гор. Ребята вернулись и совсем скоро нашли ручей, неподалеку от которого мы в срочном порядке под вновь начавшимся дождиком разбили лагерь.

Горы приветствовали нас оглушающим раскатистым громом, но сильного, продолжительного дождя так и не случилось. Ужинали уже в сумерках у приветливого костра, пахнушего соснами. Засыпая, думала о том, зачем же я все-таки взяла резиновые сапоги.

29.05 с. Вышков - Торуньский перевал - с. Лопушне - Синевирский перевал - озеро Синевир

Для дежурных подъем в 6.30. Остальная группа, за исключением Сережи, который всегда вставал пораньше, поднялась в 7.00. На костре с еловым запахом дымилась каша и кипела родниковая вода для утреннего кофе. Завтракали быстро - впереди был самый тяжелый день похода.

Мы спустились с Вышковского перевала и неторопясь поднялись на следующий за ним Торуньский (941 м). Не доехав до Межгорья, свернули на Лопушне, где встретили группу Львовских гонщиков. Чуть побеседовав, они "улетели" вперед, пожелав удачи и сочувственно глядя на наши груженые велосипеды. Они-то знали, что нас ждет впереди.

Асфальт остался далеко позади и, форсировав реку, мы начали затяжной подъем на Синевир. Пеший подъем, потому как ехать даже без груза там было невозможно. Ориентируясь только по GPS'у, круто вверх, по корням и камням, через ручьи и поваленные деревья, мы пробирались часов шесть. Везде, где это было возможно, Сережа убирал с пути бревна. Ребята помогали друг-другу и мне. Был часовой перерыв на обед и снова подъем.

А затем нас ждал спуск к озеру по узкой пешеходной тропе. Справа - резкий уклон вниз, слева - вверх. Под колесами - камни и корни. И кусты-кусты-кусты. В общем, адреналина полные велотрусы. Внизу, сквозь сосны, виднелось озеро и слышались бурные возгласы - гуляли выпускники. Место заповедное, поэтому пришлось спрашивать разрешение на стоянку. Въезд - 15 гривен, место под палатку - 15, костер - 10. Дрова в лесу бесплатно. С указанной поляной мы промахнулись, проехав чуть дальше. В довершение нелегкого дня нас испытывал крутейший подъем на эту самую полянку.

Небо снова грозно поглядывало, стремительно собирая тучи. Лагерь разбили быстро, но дождь так и не пошел. Перед ужином искупались в холодном ручейке . На моих ногах живого места не было - синяки, царапины, комариные укусы и крапивные ожоги. В общем, полный фэшэн.

День, насыщенный физическими упражнениями и неповторимыми карпатскими пейзажами, завершился вкусным ужином и крепким сном.

30.05 озеро Синевир - с. Колочава - Тереблинское водохранилище - с. Сокирница - г. Хуст - р. Тиса

Синевир - горное озеро на высоте 989 метров над уровнем моря, образовавшееся около 10 000 лет назад. Примечательной особенностью является то, что озеро не выходит из берегов ни во время паводков, ни во время таяния горных снегов.

Легенда гласит, что в давние времена жил в этих местах богатый граф. У него была дочь Синь, полюбившая бедного пастуха Вира. Несмотря на запрет графа, влюбленный тайно встречались. Тогда граф приказал слугам убить парня. Они сбросили на него огромный валун. Когда девушка пришла на место встречи и увидела, что произошло, обняла камень и горько заплакала, затопив слезами всю поляну и вскоре сама исчезла под водой. Над тихой гладью возвышается островок - место гибели пастуха. Благодаря этому островку в народе Синевир называют <Морским оком>. В легенде озеро синее, как глаза влюбленной девушки. Мне оно показалось зеленым, да и место оказалось не таким прекрасным, каким представляла, читая легенду.

Озеро и прилегающие угодья являются Национальным природным парком. В лесах произрастают уникальные растения и водятся животные, занесенные в Красную Книгу. В самом озере тьма-тьмущая форели. Купаться в нем запрещено. Утром, спустившись с поляны по ручью к озеру, мы устроили себе экскурсию.

На берегу высились статуи Сини и Вира, вырезанные из дерева. Пожалуй, меня впечатлили только эти изваяния. У выезда из зоны отдыха мы остановились, чтобы подождать Андрея, который отправился на поиски утерянного магнита от велокомпьютера. Торопиться было некуда - недалеко стоял один из смотрителей и видимо ждал, когда мы расплатимся. Возможно, он так и не понял, где мы ночевали.

Мы прикинулись <бревнами> и деньги доставать не стали. Он не подошел и, немного подождав, исчез в неизвестном направлении. В общем, мы здорово сэкономили, не заплатив ни ему, ни внизу за въезд в парк. Мы то выезжали.

День был незабываемым - компенсация за труды накануне. Самый длинный спуск в моих веловоспоминаниях. Ехали либо вниз, либо по равнине. Редкие незначительные горки встречались всеобщим удивлением и веселым негодованием. В Колочаве остановились, чтобы купить овощи. Оказалось, что рынок работает там только по вторникам, поэтому пришлось закупаться в магазине.

За Колочавой посетили минеральный источник. Впервые в жизни пробовала такую воду - газики были приятные, но специфический запах тухлого яйца напрочь отбил желание запасаться такой водой. Пускай другие лечатся.

Обедать остановились на поляне у Тереблянского водохранилища. Место очень красивое, но жутко загаженное людьми. Берега водохранилища напоминали свалку.

На хвойном костре приготовили суп из бомж-пакетов, но с натуральной картошкой. На горелке вскипятили воду для чая и кофе. По мнению большинства участников похода, суп удался. Так же, как и бутерброды с паштетом и салом. Кстати, о сале. Его мы кушали часто, много и с большим аппетитом! Обед немного затянулся и нам пришлось заставить себя двигаться дальше. Несмотря на легкую дорогу, сказывалась усталость, накопленная накануне.

Отъехав недалеко от водохранилища, остановились поглазеть на дамбу Тереблинской ГЭС. Сокрушались по поводу наплевательского отношения людей к природе - тонны пластиковых бутылок и прочего мусора принесла река в это место. А чуть далее наблюдали <непорядок>, наведенный природой - видимо, сошедший сель вынес на дорогу огромную массу камней вперемешку с почвой и ветками.

Чем ниже мы спускались с гор, тем крупнее, богаче, основательнее становились дома. Люди везде относились к нам приветливо. В Колочаве посетили деревянную церковь 17 века и слазили на невысокую колокольню. Теперь это музей, покрытый пылью. То ли из-за этой пыли, то ли из-за каких-то цветов в саду, мы с Сережей стали чихать, глаза слезились. Пришлось срочно ретироваться в сторону Румынских Карпат, которые уже виднелись на горизонте. Не въезжая в Хуст, свернули с основной трассы, пересекли р. Тиса и направились к подножию гор у самой границы с Румынией.

Ночевка на запланированном месте не получилась. Оказалось, что территория частная. Снова пришлось переть себя и велосипеды вверх , за границу охраняемой территории. К счастью, жена сторожа провела нас туда и заодно показала родник, хотя вода и так текла прямо по дороге. Мы находились на склоне и два места под палатки еле выкроили на сухом участке размытой дороги.

Пока мы с Сашей готовили ужин, ребята расчистили место, принесли опилки и насыпали их под палатки, а так же устроили импровизированные стол и стулья из бревен. Получилось очень уютно. Я уже не жалела о том, что потащила с собой сапоги - очень удобно было шлепать в них по ручью туда-сюда. Посуду, овощи и самих себя мыли здесь же. Воду для питья и пищи набирали выше, в самом источнике. Из-за близости воды и ее обилия, мне место для стоянки понравилось, даже несмотря на то, что под палатки его практически не было. Правда, случись дождь, подобный комфорт мог бы обернуться для нас маленькой катастрофой.

Ужин был барский - молодой картофель и салат. Готовить пришлось на горелке, так как недалеко был спиленный лес, а вокруг нас - опилки. Спать ложились под уханье сов и журчание ручья.

31.05 г. Хуст - Хустский замок - г. Виноградове - г. Берегове

Утро было солнечным, поднялись и завтракали чуть позже, чем обычно, что привело к длительному монологу Пети о том, какие мы несобранные. Лагерь посетила красивая черная в желтых пятнах саламандра, которую пришлось насильно заставить позировать для фотокамер. Сборы оказались затянутыми - из лагеря выехали позже 10-ти. Снова пересекли реку Тиса, в которой так мечтал искупаться Сережа. Надо заметить, что уже накануне началась часть похода по оживленным дорогам со множеством машин в городах и за их пределами. Что делать, такова плата за культурную часть похода.

Мы направились в центр Хуста (пара км от места стоянки) к Замковой горе, на вершине которой дремлют развалины старого замка. Кто пешком, кто на веле, покоряли крутой 150-метровый подъем сначала по мощеной дороге, а затем по утоптанным дорожкам со множеством камней и корней.

История Хустского замка отсчитывает почти десяток столетий. Постройка началась в 11 веке древними Венграми и длилась чуть более 100 лет. Затем замок неоднократно разрушался во времена набегов и отстраивался вновь. В начале 14-го века замок и окрестности были подарены рыцарю Драгу. Спустя какое-то время он перебрался и осел в Трансильвании. Большая часть построек замка погибли от мощного взрыва и пожара в 17 веке - во время грозы молния попала в пороховой склад. То, что осталось, восстанавливать было бессмысленно.

Позже для различных построек в Хусте была разобрана восточная часть сооружения. Несмотря на то, что руины представляли собой довольно унылое зрелище, подниматься к замку стоит. Сверху нам открылся великолепный вид на округу. Но, пожалуй, большее впечатление на нас произвело огромное количество детей. Стайки самых маленьких размещались у подножия. Чем выше мы поднимались, тем старше были дети в группах, под внимательным присмотром воспитателей, направляющихся на экскурсию в замок. Всю смотровую площадку заняли школьники.

Задерживаться ни у замка, ни в Хусте мы не стали и, спустившись с горы, направились к выезду из города. Неожиданно на одной из улиц попали на рынок. Аппетитные клубника, черешня и прочие весенние витамины манили. Организмы не просили, организмы требовали чего-нибудь эдакого. Мы купили килограмм крупной, сочной клубники и ели там же, в переулке. Первая клубника в этом году! Чем меньше ее оставалось в пакете, тем шире и счастливее становились улыбки на наших лицах.

А рядом с нами мужчина торговал салом. Сало кусками в пол-свиньи каждое. И пока мы не могли оторваться от поедания спелых ягод и раздумывая, не взять ли кусочек, подошел другой мужчина и все купил. Больше в этом городе делать было нечего.

Мы отправились далее по маршруту, решив сделать остановку на обед в Виноградово. Город небольшой и чистый. Таким было первое впечатление. У ворот каждого частного дома стояли большие мусорные урны. К развалинам древнего замка на одной из террас Черной горы не поехали, лишь взглянули издалека. На рынке купили яблоки и отправились в местный парк обедать.

Удаленные уголки оказались там жутко замусоренными, но в центре было почти чисто. На обед была консервированная скумбрия, о чем я потом сильно пожалела - жажда мучала до вечера.

Немного отдохнув, мы отправились в путь и в начале шестого вечера под небольшим дождиком въехали в небольшой городок Берегово. Чуть поплутав и потеряв друг-друга ненадолго, вскоре добрались до базы "Закарпатье". Тетеньки на ресепшене взяли с нас деньги, документы и стали поторапливать: "Если хотите попасть в бассейн, складывайте вещи в тот угол и бегите. Скоро шесть."

Оказалось, что все мальчики очень хотели в бассейн. Они суетливо достали плавки, тапки и убежали. Я решила, что сегодня под дождиком уже немного померзла и что плавать вечером в холодном бассейне мне совсем не хочется. Взяла все самые ценные вещи и поднялась в очень скромные, но чистые апартаменты. Решив сэкономить, мы взяли два номера. Один с душем, второй без такового. Не торопясь разложила вещи и отправилась купаться. Вот тут-то меня и поджидал сюрприз! Вода в кране была двух видов - холодная и очень холодная. У меня все-таки был выбор! Дыша наполовину быстро искупалась. Тело было благодарно - все-таки четвертый день похода.

Ребята вернулись довольные, ооочень довольные. Почему, я поняла лишь на следующий день. Очень кстати к номеру прилагался балкон, на котором мы поставили горелку и приготовили ужин. В это время ребята вышли в город и принесли клубнику, еще более красивую и вкусную, чем та, которую мы пробовали в обед. Тихий вечер был по-домашнему уютным, теплым, вкусным. Где-то внизу журчали сверчки и мы, отмытые, постиранные, довольные, медленно-веселые гоняли чаи и не торопились расходиться. Таким был последний день Весны...

1.06 г. Берегове - г. Мукачево - замок Паланок - с. Чинадиево

Утро прошло в размышлениях. С чего начать? С экскурсии по городу или с похода в бассейн? На общем собрании за завтраком было решено сначала прокатиться налегке и посмотреть местные достопримечательности.

Берегово - тихий город город с многовековой историей, центр венгерской культуры не только в Закарпатье, но и в Украине в целом. Мощеные улицы, старая архитектура, венгерский говор жителей - от всего веяло чем-то непривычным, но почему-то очень близким.

Краеведческий музей оказался закрыт. Его посещение мы отложили на следующий раз. Погуляв во дворике римско-католического собора (XII-XV в.), мы не решились заходить внутрь, лишь присели ненадолго на деревянные скамьи у входа в основное помещение.

Вернувшись с экскурсии, мы, как и планировали, отправились в бассейн. Охрана перед входом направила нас в душевую. Вода там оказалась горячей и я поняла, что лоханулась вечером накануне. Раздевалки и душевые разделены на мужскую и женскую части. Но! Они сообщаются. Из женской душевой можно попасть не только в мужскую, но и в небольшие коридоры, из которых по каналам можно приплыть в бассейн. Об этом в тот момент я не знала, и, немного погревшись в душе, собралась чуть померзнуть в открытом бассейне.

Людей было немало, в основном, пенсионеры. Ребята нырнули быстро. Я спросила, поморщившись : "Как вода?". Они ответили, чтобы сама попробовала. Без особого энтузиазма опустила ногу в воду и через секунду на поверхности торчала лишь моя голова. Я ошалело глядела на ребят. Вода была горячей!!!

Вот тут-то до меня наконец-то дошло, почему Андрей неоднократно говорил о термальных источниках, ведь Берегово в маршруте изначально не было. Водичка в бассейне волшебная +36°С+38°С. И помимо таких вот огромных плюсов обладает другими - лечит заболевания органов движения, сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, болезни кожи. В общем, балдели мы чуть больше часа. Уезжать после такой релаксации совсем не хотелось, но время не ждало, а у нас было запланировано еще немало интересного.

В 30 км от Берегово расположен г. Мукачево. Туда мы и отправились с целью посмотреть замок с красивым названием Паланок. Расположившийся на 68-метровм холме, он был виден издалека, на подъезде к городу.

Мы атаковали крутой подъем по мощеной дороге. Под стенами замка, как в былые времена, ведутся баталии, правда, уже совершенно не страшные. Местное население, в основном бабули и дедули, сражаются за клиентов, предлагая наперебой сувениры, фрукты и вино. Под натиском бравого седого "бойца" Сережа не устоял и купил за 30 гривен (со скидкой только для нас ) полтора литра невкусного домашнего вина.

Очень порадовали кассир и охранник - вежливые, внимательные. Велосипеды со всем барахлом нам предложили оставить в комнате у входа. Не менее приятной была цена входной билет - 10 гривен, за фотосъемку дополнительно платить не надо.

Уже почти тысячелетие над округой высится замок, пережив неоднократные осады и множество владельцев. Статуя одного из самых известных владельцев замка, Федора Корятовича, встречает посетителей во внутреннем дворцовом дворике.

Став хозяином замка, князь приказал вырубить колодец в скале, так как доставлять воду в замок было очень проблемно. Но как ни старались рабочие, углубившись на 85 метров, до воды так и не добрались. Однажды вечером, прогуливаясь, князь сказал о том, что вода нужна ему, как воздух. Неожиданно и неизвестно откуда рядом появился незнакомец в черном плаще и предложил князю сделку - вода к утру в обмен на мешок золота. Князь согласился, решив, что его решил разыграть придворный шут. Утром в колодце сверкала чистая питьевая вода. Допросив шута, который к этому событию был совершенно непричастен, князь пришел в ужас оттого, что заключил сделку с самим чертом. Выход нашел слуга, предложив пошить крохотный мешочек и положить в него пару монет - в пари ведь не оговаривалось количество золота и какого размера должен быть мешок. Так и сделали. В полночь явился черт, и поняв, что его обдурили, завывая, прыгнул в колодец. Говорят, что и по сей день по ночам в колодце от обиды воет черт.

Еще до посещения замка, стоя на светофоре, мы не смогли не заметить рекламный билборд от веломагазина. Туда мы и отправились после экскурсии. Ничего не купили, но отметили для себя, что покрышки там дешевле, чем на чейне.

Мукачево - город с красивым и непривычным для нас архитектурным центром, по которому мы с удовольствием прокатились.

Летнее солнце припекало и мы решили побаловать себя мороженым, расположившись у местного магазинчика. Я присела на бордюр, сняла каску и положила у ног. Подошли двое мужчин, и участливо, почти протягивая купюру, спросили : "Положить?" Я весело отмахнулась.

День торопился вперед. Мы выехали из города в сторону Чинадиево. Тамошний замок искать не стали, так как сгущались тучи и нужно было срочно найти место для стоянки.

Дождь нас все-таки догнал, но мы очень скоро докатили до большого навеса, переждав его там. Впервые увидела, как дышит после дождя раскаленный асфальт.

У Саши в GPS'е заранее были забиты точки стоянок и нам осталось лишь свернуть с трассы в указанном направлении и выбрать подходящее место. Казалось бы все просто, но на поиски ушло немало времени. Нас ждал мокрый лес, хитро спрятанный родничок-лужа и ночевка недалеко от железной дороги.

2.06 замок Шенборнов - г. Мукачево - г. Ужгород - с. Орехове

Утренний подъем для половины группы оказался непростым. Всю ночь Петя и Андрей слушали, как ходят по железной дороге поезда. Остальные выспались неплохо, но все-равно поднимались с неохотой.

Время за завтраком не растягивали, так как программа на день снова была насыщенной. "Добили" пачку кофе, собрались и поехали в сторону Чинадиево, на окраине которого прямо на территории санатория "Карпаты" находится замок Шенборнов. Попасть туда не составило никакого труда. Вход - 10 гривен. Экскурсовод - 50, что при несложном пересчете на каждого участника группы составляет еще по десятке. Экскурсовод нам попался замечательный.

В 1728 году австрийский архиепископ Л.Ф. Шенборн получил в подарок от Карла VI земли в р-не Мукачево. Сначала был построен деревянный замок, а в 1890 году на его месте был возведен каменный замок-дворец. В проекте замка за основу взят астрономический год - 365 окон (как дней в году), 52 комнаты с каминами (количество недель), 12 входов (12 месяцев). Расположен замок в центре английского парка, в котором собраны растения из многих стран. Также в парке находится искусственное озеро в форме сердца, которое ранее своими очертаниями напоминало Австро-Венгрию.

Санаторий специализируется на лечении сердечнососудистых заболеваний. Лечиться мы не планировали, а но от посещения Источника молодости и красоты не отказались.

Затем экскурсовод повел нас к вековой липе. Мы прикоснулись к ней руками и лбами, попросили прощения у родных и что-то хорошее получили взамен. Как там точно было, уже не помню. Гид рассказал нам историю о том, как напару с электриком прикололся над одной семейной парой. Он сказал им, что к липе нужно прикоснуться и если в этот момент лампочки зажгутся, то значит, супруг изменял. Муж прикоснулся и электрик в этот момент дал электричество. Жена мужу - по морде. Вышел электрик из кустов и сказал, что пошутил. В общем, жена сразмаху и ему "прописала"

Сам замок является одним из корпусов санатория и поэтому для посещения открыта лишь малая часть помещений.

Екскурсовод нам попався дуже балакучий. Прочитал на прощание длинное стихотворение с пожеланиями счастья и удачи.

Начал накрапывать дождик и мы поторопились в путь. Не доезжая до Мукачево, сделали вынужденную остановку под мостом - полил обильный, но недолгий дождь. Время даром терять не стали, вскипятили воду и хорошо пообедали. Благо, дорога вела к какому-то складу или еще чему-то такому. Ни машин, ни людей.

В Мукачево возвращались по оффу - Саша разглядел со спутника потайную дорожку. Снова проехали через центр и направились в сторону Ужгорода. Километров 12 от Мукачево в том направлении рядом с трассой в тени деревьев тянется велодорожка. По трассе на велосипедах ехать запрещено. Все бы хорошо, но вот покрытие велодорожки значительно хуже. В целом же, закарпатский асфальт нас очень радовал.

Уже на подъезде к Ужгороду мы остановились с целью посетить "розовую" кабинку. Сережа на обочине остановился неудачно - поймал колючку. Пока чинились, Петя обнаружил, что у него сломана педаль, а Саша потерял GPS. К счастью, вскоре нашел.

В город въехали около пяти вечера. Петя требовал искать место для стоянки, но очень уж хотелось попасть в замок. Счастье нам не улыбнулось, замок оказался закрыт.

Мы закупили в маркете кое-какие продукты, а так же мясо для шашлыка и направились в небольшой лесок рядом с селом Ореховица. Подходящее место искали долго, предварительно разведав у местных, где находится родник. Лагерь разбивали быстро. Очень быстро. Небо потемнело, налетел, завывая, сильный ветер. В темнеющем лесу стало очень неуютно.

Но когда был зажжен костер, а все вещи были надежно спрятаны в палатки, слегка моросящий дождь уже никого не смущал. Завхоз дал приказ готовить кашу, несмотря на то, что был оговорен внеплановый шашлык. Конечно же, когда спустя время каша была приготовлена и съедена, на шашлык не осталось ни сил, ни желания. Усталость и тучи комаров гнали нас в палатки. Спать:

3.06 с. Орехове - г. Ужгород - с. Невицкое

Утром Саша сказал, что принял решение сделать полудневку, так как группе надо немного отдохнуть. Возражений не последовало. Нас ждал вкусный шашлык, приготовленный Петей.

К сожалению, оценить по достоинству кулинарный изыск я не смогла. Утро оказалось мрачным - любимому фотоаппарату настал большой кирдык. И вдобавок к этому полчища комаров, сжирающих заживо. Настроение было испорчено. Испорчено, но ненадолго. Из Кишинева звонили и писали смс-ки друзья. Ближе к обеду мы выехали их леса. Саша отдал мне свой фотик. Жизнь наладилась. Мы снова вернулись в Ужгород и направились к тамошнему замку.

На одной из мощеных ужгородских улиц у Пети треснул обод. В целом, группе крупно повезло: мы были в центре Ужгорода, метрах в 300 позади чуть ранее был замечен веломагазин и у нас было свободное время. Пришлось вернуться назад. Без лишних просьб и уговоров мы оставили велосипеды со всем барахлом в магазине. Петя купил новый обод, оставил в мастерской переспицовывать и мы пешком отправились на экскурсию.

Когда-то, давным-давно, ужгородское укрепление было деревянным, сколоченным из карпатского леса. В 1248 году началось строительство каменной крепости, которая позже ни разу не была взята штурмом.

Как у всех замков, у Ужгородского есть своя легенда. На протяжении 360 лет замком владел аристократический род Даугетов. Как гласит легенда, у одного из этих Другетов была красавица дочь, которая полюбила польского шляхетского воеводу, приехавшего в замок на разведку. Полюбила настолько сильно, что рассказала, когда, как и откуда лучше брать замок. Отец узнал об измене и заживо замуровал дочь в крепостную стену. Во времена дождей и бурь в стенах замка слышен ее плач.

В 1780 г. в замке была устроена богословская семинария. С 1947 г. в замке находится Закарпатский краеведческий музей. Вход стоил 15 гривен. Понравился и замок, и музей. Не понравилось только то, что на территории замка расположился ресторан и официанты как-то очень не к месту носили графины-тарелки для местной и приезжей "аристократии".

После экскурсии по замку мы отправились в соседствующий рядом с ним Закарпатский музей народной архитектуры и быта. Это старейший в Украине музей под открытым небом, основанный в середине 60-х годов прошлого столетия. Дома, школа, кузница, колокольня, церковь, мельница и пр. были свезены в одно место из разных уголков Закарпатья. В музее, к приятному удивлению, нас приняли как гостей страны и выдали недорогие билеты для школьников.

Бродить по старинным дворикам можно часами, очень уж там здорово. Но у нас время было ограничено и, завершив торопливый осмотр, мы вернулись в магазин.

Затем, уже на велосипедах, совершили небольшую экскурсию "наобум" по Ужгороду. Проехали по самой длинной в Европе липовой аллее. Между делом отыскали магазин, в котором Петя получил заветную призовую бутыль колы. Потом отыскали магазин, где Саша купил не менее заветную банку сгущенных сливок.

Выехали из города, и чтобы не ночевать второй раз на одном и том же месте, отъехали чуть подальше, в сторону Невицкого замка. Место для лагеря оказалось гораздо более удачным. Остановились на берегу реки Уж в тихом, безлюдном месте среди огромных лопухов и сочной зелени. Родник был недалеко, а вот дрова пришлось поискать.

В конце похода у Сережи наконец-то появилась возможность искупаться в закарпатской речке, которую он не упустил, решив организационные вопросы с лагерем. Понаблюдав за Сережей, мы собрали силу воли в кулак и тоже отправились мыться. Приятного мало. Похолодало, в речке по щиколотку ледяной воды. Пока мы принимали холодную нерасслабляющую ванну, Петя мыл боевого друга.

Насколько же приятно было потом чистыми, с чувством необыкновенной легкости, отогреваться у костра тихим вечером за кружкой горячего чая! Поужинав, не засиживались и спать легли пораньше.

4.06 Невицкий замок - с. Стужица - Ужокский перевал - с. Сянки

Утро было приветливым, но просыпаться все равно не хотелось. Не хотелось, но пришлось. Кругом красота - речка, зелень. Сережа снова купаться полез.

Разобравшись со всеми делами, мы неторопясь поднялись к Невицкому замку по небольшому серпантину. Между делом глянули на трассу "Короля гор". Сережа с Петей по ней даже покатали чуток.

Высится замок над долиной реки Уж на холме высотою более 100 метров. Построен был в XIII веке на месте раннего деревянного укрепления. Как и остальные замки Закарпатья, этот хранит свою легенду. Легенду о одной из владелиц, которая за жестокость была прозвана Кровавой графиней, или Злой девой. Говорят, решила сделать замок настолько неприступным, чтобы захватить его было невозможно.

Приказала крестьянам сносить в замок молоко и яйца, на которых замешивался специальный раствор для укрепления стен. За неповиновение крестьяне жестоко наказывались. В конце-концов, слухи о том, что происходит в замке, дошли до короля Матяша Справедливого. Он приказал Злой деве явиться ко двору, но она приказ проигнорировала.

Тогда король сам прибыл под стены замка с целью осады. Не желая терять почем зря своих воинов, он прибегнул к хитрости: ночью со всей округи нагнали коров, овец и прочего скота, на шеи которых были привязаны колокольчики и трещетки. Запылали факелы.

Спросонья графине показалось, что начался штурм, замок горит и скоро падет. Тогда она решила спастись бегством, но король сам отправился за ней в погоню. Настигнутая преследователем, Дева решила прибегнуть к последнему оружию - своей женской красоте. Сбросила одежды, но видимо, впечатление на короля не произвела и, спустя секунды, упала обезглавленная, наземь.

Существует и другая легенда о Кровавой графине, которая гласит о том, что была она вампиршей и пила кровь юных девушек, чтобы продлить свою молодость.

С вершины холма, на котором стоит замок, открывается замечательный вид на долину. Мы побродили среди развалин, пофоткались, а затем лихо спустились по асфальтированной дороге. Я не люблю скоростные спуски, поэтому старалась не разгонятся.

Возможно, это спасло меня от неприятного столкновения - у Саши, обогнавшего меня, лопнула резинка, державшая двухлитровую баклажку с водой. И она словно ожила, приплясывая, стремительно приближалась ко мне, отскакивая то вправо, то влево. Где она окажется на момент нашего максимального сближения, за считанные секунды предугадать было невозможно. Я лишь успела подумать, что дергаться не стоит, и стала чуток притормаживать. Когда бутыль со свистом проскакала где-то рядом с колесом, облегченно выдохнула - пронесло.

Следующим пунктом назначения было село Стужица, а целью стало посещение вековых дубов, находящихся там. Дорога, к счастью, была незагруженной и проходила через Ужанский национальный парк. Я не могла нарадоваться - невысокие горы несли умиротворение и оказались замечательным лекарством после интересных, но суетливых городов.

Докрутив в свое удовольствие до поворота на Стужицу, мы свернули с трассы и через село, следуя многочисленным указателям, отправились к дубам. Казалось, что указатели врут: Мы ехали-ехали, а дубов все не было и не было. Нервное напряжение возрастало и даже появились мысли о том, не вернуться ли обратно на трассу, так как время поджимало, а впереди у нас был перевал.

Как хорошо, что до дубов мы все-таки доехали. Замечательные деревья впечатляли своими размерами, мощью, красотой и внушительным возрастом. У Дидо-дуба построена просторная беседка с вместительным столом. Мы попросили воду в магазине, так как поблизости не было ни колодцев, ни родников. Сварили суп на горелке и по-барски разместились в беседке на обед. После очень хотелось почаевничать подольше, но время такой возможности не оставило.

Мы собрались с силами и вернулись на трассу, чтобы чуть более часа спустя, начать подъем на Ужокский перевал (889 м.). У начала подъема будка с погранцами стоит. Провели паспорта, поинтересовались откуда, да куда. Сообщили, что электричка на Львов будет в два часа ночи и пожелали счастливого пути.

Вечерело. Жара спала и перевал, несмотря на усталость, дался без особого труда. Наверху нас снова приняли погранцы. О том, что мы поднимаемся, как оказалось, уже были предупреждены. Снова проверили паспорта и попросили в Сянках зайти к начальнику погранзаставы.

К большому удивлению, снова начался подъем. Окончательно стемнело. Где-то над Польшей, слева через дорогу, багровел закат. Мы ехали в сторону Сянок в темноте, по жутко раздолбанному асфальту. Ни света, ни указателей. Н ужный поворот проскочили и лихо спустились с горочки. Внизу стало понятно, что едем не туда. Развернулись и с неохотой стали подниматься взад. А за нами уже выслали машину... То ли машину сопровождения, то ли наблюдения, то ли еще что-то там. В общем, в Сянках этих, как мне показалось, подозрение и недоверие в воздухе витают, крепко держась за руки. Нас "доставили" на разъяснительно-выяснительно-повествовательно-предупредительную беседу.

Рассказал начальник погранцов о том, что 40 наших братьев-молдован были пойманы в этих местах за последние полгода при попытках перейти по Карпатским горам в Европу. Рассказал о том, что существует три предупредительных заграждения, последовательно нарушая которые, беглец существенно увеличивает денежный штраф и время пребывания на исправительных работах.

Первое ограждение - около 3,5 тыс. гривен + 30 суток. Как-то так уже не помню точно. В общем, напугал основательно. Сказал, что глаз у него наметанный, что мы похожи на вменяемых, но предупредил, чтобы на вокзал возвращались той дорогой, по которой приехали. А иначе, шаг вправо, шаг влево... Вот такие "чудеса" под конец похода. Как назло, у меня еще и прокол случился. Под чутким надзором внимательных погранцов ребята это дело исправили и мы, не оглядываясь назад, поехали на вокзал.

В крохотном помещении было холодно и неуютно. До электрички оставалось чуть более двух часов, у нас была масса времени. Сережа расположил кухню на подоконнике и приготовил вкусный салат. Пришли два погранца и проверили, на месте ли мы.

Мы поели, подремали и в назначенное время сели в электричку. Несмотря ни на что, умудрились в ней поспать. Во Львов приехали в 7 часов утра. Разменяли деньги, перекусили и около половины одиннадцатого Андрей, Саша и я на электричке уехали в Черновцы.

У Пети и Сережи свободного времени было больше. Они сели вечером на поезд до Котовска, откуда в Кишинев добирались своим ходом. Таким образом, они потеряли почти весь рабочий понедельник, но зато погуляли по Львову, комфортно отоспались в поезде, сэкономили 12$ и накатали еще 100 км.

В Черновцы прибыли около половины пятого. От ж/д до автовокзала пришлось переть через весь город. И совсем не в радость был подъем по булыжнику, сказывался напряженный день накануне. Добрались до вокзала, купили билеты в кассе, загрузили велики и отправились гулять.

Автобус на родину отправлялся чуть ранее 9-ти вечера и у нас была масса времени. Несмотря на это, город толком не посмотрели. Саше нужны были деньги и мы ходили по центру в поисках обменника. По воскресеньям обменные кассы не работают. В конце-концов, верувшись, деньги удалось разменять на автовокзале по очень невыгодному курсу.

Мы посидели на бордюре у магазинчика напротив вокзала, перекусили. Пошли к автобусу. Водитель прозрел, узнав, что мы билеты в кассе купили. Попросил за велы по 30 лей. Если бы билеты покупали у него, велосипеды поехали бы бесплатно. Такой вот бизнес.

Пассажиров было очень мало. Мы снова разместились на задних сидениях и отправились в трудовые будни. Автобус ехал быстро, без лишних остановок. В Кишинев прибыли в начале четвертого утра. Душ, короткий сон и на работу. Понедельник.

Выводы и рекомендации

Многообразие ландшафта и масса исторических культурных и архитектурных достопримечательностей позволяет проводить в данном районе велопоходы 2й категории сложности без потери культурной составляющей.

Приложение 1. Картографическая информация

Подробная карта с треком
Ключевые точки, записанные в походе.
Трек, записанный во время похода.